Информация для педагогов

В современном образовательном пространстве инклюзивная модель обучения рассматривается как наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов. Сторонники инклюзии уверены, что, находясь в одной группе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми, поскольку причина появления этих границ – не столько медицинские проблемы, связанные со здоровьем человека, сколько то состояние общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья.

Сторонники инклюзии в качестве основных достоинств совместного обучения рассматривают следующие:

  • Увеличение возможностей реализации творческого и познавательного потенциала ребенка-инвалида, поскольку обучение в школе, учреждении дополнительного образования расширяет социальные сети, позволяя наладить связи с большим количеством сверстников, что очень важно для развития детей;
  • Здоровые дети узнают о проблемах своих сверстников-инвалидов, приобретают в процессе общения с ними способность тонко чувствовать трудности другого, учатся деликатности. У них появляются такие качества, как сострадание и человеколюбие, они становятся добрее и терпимее. Эти навыки пригодятся во взрослой семейной жизни, а для многих – и в профессиональной. Здоровый ребенок получает жизненный опыт любви и принятия, который невозможно недооценить;
  • Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи.

Но несмотря на все преимущества инклюзии для всех детей далеко не все участники образовательного процесса сегодня могут принять ребенка с ОВЗ. Эта неготовность имеет не только материально-технические причины, но и психологические, морально-этические. Следует отметить, что обучению соответствующих специалистов в настоящее время уделяется достаточно много внимания, ведется работа с особыми детьми и их родителями, тогда как здоровые дети оказались невовлеченными в этот процесс, что порождает целый комплекс проблем и трудностей.

Формирование у здоровых детей способности принятия детей с ОВЗ.

В работу со здоровыми детьми по формированию установки принятия детей-инвалидов можно включить элементы тренинга.

Структуру занятия логично выстроить в виде нескольких основных блоков:

просветительский, состоящий из информационного (разъясняющего, что такое инклюзивное образование, его основные принципы, каковы особенности детей с ОВЗ, возможные трудности и проблемы и т.п.) и законодательного (информация о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о российском и международном законодательстве, обеспечивающем право на равный доступ детей к образованию) блоков;

психологический, работа в котором предполагает:

- повышение коммуникативной культуры – помощь здоровым школьникам в овладении средствами коммуникации; формирование ряда социальных установок, необходимых для эффективного общения, в том числе и с детьми с ОВЗ;

- формирование конфликтологической компетентности здоровых школьников – овладение эмоциями, уточнение своих пожеланий и возможностей, формирование установки на сотрудничество, рефлексивной культуры, конфликтоустойчивости, культуры саморегуляции, сензитивности, открытости и др.;

- работу с барьерами и стереотипами – рассмотрение существующих привычных представлений о людях с инвалидностью и подходах к решению проблем инвалидности; выработку основных направлений по разрушению барьеров;

- развитие эмпатии;

- формирование позиции позитивного принятия другого (ребенка с ОВЗ).

Рассмотрим содержание работы по каждому направлению психологического блока.

Упражнения на повышение коммуникативной культуры

Коммуникативная культура – один из компонентов общей культуры личности, она представляет собой совокупность таких знаний, умений и навыков, которые позволяют ей результативно использовать свои психические, физические и личностные качества для эффективного решения коммуникативных задач.

Рассмотрим упражнения на формирование коммуникативной культуры, которые можно проводить с обучающимися 5 – 9 классов.

ОБЩЕНИЕ

Упражнение «Передай другому»

Инструкция. Дети сидят в кругу, и по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен «взять» его соответствующим образом и назвать. Затем он предлагает уже другой, свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется до тех пор, пока все не примут участие.

Вопросы для обсуждения:

  • Легко или трудно было передавать предмет?
  • Кому легко?
  • В чем были трудности?
  • Легко или трудно было отгадывать предмет?
  • Кому было легко?
  • В чем заключались трудности?

Упражнение «Что помню?»

Инструкция.  Один из детей (по желанию) садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего – как можно подробнее описать внешний вид загаданного. Когда он закончит, участники группы могут дополнить описание своими наблюдениями. После этого другой садится спиной к аудитории, загадывается новый человек и процедура повторяется. Смена водящего происходит еще несколько раз.

Вопросы для обсуждения:

  • Легко или трудно было описывать внешность?
  • В чем были трудности? Почему?
  • Что легче всего вспоминается?
  • Что труднее?
  • Кому было легко выполнять это упражнение? Почему?

Упражнение «Спина к спине»

Инструкция. Двое детей (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача – вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3 – 5 минут. Остальные дети играют роль молчаливых зрителей.

Вопросы для обсуждения:

  • Легко ли было вести разговор?
  • В чем были трудности?
  • Есть ли удовлетворение от разговора?

Примечание. Зрители также высказывают свои наблюдения. Можно повторить упражнение еще с одной парой участников.

Упражнение «Пересказ текста» (точная передача информации)

Инструкция. Ведущий сообщает детям: «Сейчас все вы покинете комнату, останется только один человек. Ему я зачитаю текст. После этого я приглашу в комнату второго участника, и первый перескажет ему текст, который только что прослушал. Затем я приглашу в комнату третьего участника. Второй расскажет ему то, что услышал сам. Затем я позову следующего, и так до тех пор, пока все участники не окажутся в комнате. Просьба ко всем: внимательно слушать каждого участника».

Затем выполняется упражнение согласно инструкции.

Примечание. Текст подбирается произвольно. Желательно, чтобы он был малознакомым. Необходимо, чтобы были два-три героя и определенная протяженность действия во времени. Следует иметь запасной вариант текста на случай повтора упражнения.

Вопросы для обсуждения:

  • За счет чего произошло искажение информации?
  • Что «своего» каждый внес в рассказ?
  • Бывает ли так в жизни?
  • Что надо делать, чтобы искажения были минимальными?

ПОНИМАНИЕ

Упражнение «Экстрасенс»

Инструкция. «Одно из основных умений человека, которого мы называем общительным, заключается в способности «читать» мысли и чувства другого по глазам, выражению лица, позе и т.п. В какой степени эти способности развиты у вас? Давайте проверим прямо сейчас. Среди участников группы выберите человека, чье состояние и мысли вы будете угадывать.

Вам дается три минуты на то, чтобы письменно изложить, о чем он думал во время занятия, какие чувства испытывал и т.п.

Затем мы сядем в большой круг, и вы, обращаясь к человеку, состояние которого описали, расскажете ему о нем (о его состоянии и мыслях). Тот, чье состояние описывали, может прокомментировать этот рассказ, т.е. высказать свое мнение. Если рассказанное вами соответствует его действительным мыслям и ощущениям, он может подтвердить правильность ваших наблюдений. Или опровергнуть догадки, указав при этом на допущенные вами ошибки».

Упражнение «Враг – друг»

Инструкция. Ведущий вместе с участниками устраивает небольшой «мозговой штурм» во время которого даются ответы на три вопроса:

1.Какие элементы внешности, манеры поведения могут способствовать формированию имиджа «врага»?

  1. Какие элементы внешности, манеры поведения могут способствовать формированию имиджа «не врага»?
  2. Какие элементы внешности, манеры поведения могут способствовать формированию имиджа «друга»?

Примерные ответы:

1.Демонстрация физической силы, состояние алкогольного опьянения, разговор на повышенных тонах, слишком активный интерес, нецензурная речь, агрессивная жестикуляция, слишком внимательный взгляд, активное сокращение дистанции, оглядывание по сторонам, вызывающая одежда, враждебная мимика, расставленные локти, выпрямленная спина.

2.Пассивность, низкий интерес, вялая невнятная речь, сутулость, «общая серость».

3.Интеллигентность, корректность, нормальная речь, умеренный интерес, сдержанная жестикуляция, дружелюбная мимика и жесты, соблюдение дистанции, приятная одежда и в целом облик, разного рода проявления заботы, бескорыстная помощь.

Далее детям предлагается разыграть несколько сценок, в процессе которых будет закреплен материал. Например:

Сценка 1. Перемена. Один ребенок из параллельного класса подходит к другому, чтобы попросить его позвонить по телефону.

Сценка 2. Некая организация. Приходит клиент, чтобы записаться на прием к специалисту. Но ему отвечают, что можно записаться лишь на следующий месяц.

Примечание. Перед каждой сценкой педагог предлагает ее участникам попробовать себя в той или иной роли («врага», «не врага», «друга»).

Вопросы для обсуждения:

  • Каковы впечатления непосредственных участников друг от друга?
  • Какой смысл вкладывали непосредственные участники в те или иные действия?
  • Каковы впечатления наблюдателей?

Упражнение «Как дела?»

Инструкция. Ведущий задает каждому участнику по очереди (по кругу) один и тот же вопрос: «Как дела?». Задача – ответить на вопрос оригинально, т.е. так, чтобы ответ не был похож ни на один из уже прозвучавших вариантов. Если ответ участника не оригинален, он выбывает из игры: встает со своего места и отходит в сторону.

Примечание. Упражнение продолжается до тех пор, пока не останется один участник. Роль арбитра берет на себя педагог. Если ответ дословно не повторяет другой ответ, но является его парафразом (формулирование той же мысли другими словами) или же близок по смыслу, это тоже считается повторением, и участник в таком случае также выбывает.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы обычно отвечаете на вопрос «Как дела?» в реальной жизни?
  • Как можно проклассифицировать ответы?

Упражнение «Контрабандисты»

Инструкция. Педагог вызывает несколько добровольцев (от 3 до 5). Они выходят за дверь. Там одному из этой группы вручается небольшой предмет, который можно спрятать в кармане: ручка, колпачок от ручки, маленький степлер, свернутая бумажка (записка) и т.п. Участник, спрятав эту вещь в карман, не должен вытаскивать ее, пока не получит разрешение.

Все возвращаются в кабинет. Остальным участникам-наблюдателям – объясняется, что эти несколько человек – «контрабандисты», которые что-то незаконно провозят. В данный момент лишь у одного из них есть незаконный товар, и другие контрабандисты это знают, но ни за что не скажут. Они могут всячески врать, выкручиваться, сваливать вину друг на друга, говорить даже, что это они сами обладают запрещенным товаром. Вместе с тем среди лжи они могут сказать и правду.

Задача остальных участников – «расколоть» контрабандистов, выяснить путем опроса, у кого же на самом деле «товар». В конце опроса каждый из наблюдателей должен четко проговорить свою позицию, назвав предполагаемого нарушителя. После этого ведущий подает знак обладателю «товара», тот его достает и демонстрирует.

Примечание. Желательно упражнение провести несколько раз. Один и тот же участник может неоднократно попадать в команду «контрабандистов».

Вопросы для обсуждения:

  • Какой тактики лучше было придерживаться «контрабандистам»?
  • Какой тактики лучше было придерживаться наблюдателям?
  • Какие внешние признаки проявляют ложь человека?
  • По каким признакам можно определить искренность?
  • Кто из «контрабандистов» особенно хорошо играл?

Упражнение «Передача чувств»

Инструкция. Команды выстраиваются в колонны (в каждой из них количество игроков должно быть равным; если нет, то «лишнего» участника педагог просит быть своим ассистентом, в обязанности которого входит следить за соблюдением правил проведения конкурса). Необходимо заранее приготовить карточки с названиями эмоций. Примерный набор: радость, вина, обида, грусть, удивление, интерес, гнев, спокойствие, отвращение, страх, презрение, стыд, горе.

Процедура «передачи чувств» состоит в следующем: участники, оказавшиеся в колоннах последними, поворачиваются к ведущему и вытягивают из стопки по одной карточке с названиями эмоций. Поразмыслив требуемое время над тем, как можно невербально изобразить указанную в карточке эмоцию, они дотрагиваются до плеча стоящего перед ними участника; он оборачивается и наблюдает за мимикой и пантомимой первого игрока; далее эмоция невербально передается по цепочке. Когда эта «эмоциональная информация» достигнет стоящего впереди игрока, он быстро возвращается в хвост колонны. После того, как все «правофланговые» окажутся в конце колонны, ведущий предлагает каждому из них (в соответствии со временем «финиширования») изобразить эмоцию, которую они получили, а затем назвать ее. Ответ сопоставляется с надписью на карточке. В случае очевидной синонимичности (например, на карточке «грусть», а называется «печаль») не следует снижать оценку. Процедура повторяется еще дважды; при этом тот игрок, кто в первой серии был первым, оказывается замыкающим в колонне, и именно ему предстоит теперь вытягивать карточку.

Упражнение «Эмоциональные загадки»

Упражнение проводится в три серии.

Инструкция. В первой серии каждая из команд задумывает какую-либо эмоцию из списка, заранее заготовленную педагогом (радость, вина, обида, грусть, удивление, интерес, гнев, спокойствие, отвращение, страх, презрение, стыд, горе), после чего отправляет своего представителя к команде-сопернице. Его задача – молча выслушать слово, задуманное соперниками, которое те сообщат ему «на ушко». Представители возвращаются к своим командам и после двухминутной подготовки невербально изображают своим соратникам задуманное слово. У каждой команды есть три попытки для угадывания.

Во второй серии командам предлагается задумать не только эмоции из ограниченного списка, но и вообще любое переживание (в остальном игра проводится аналогично).

В третьей – команды имеют право задумать любое слово, имеющее отношение к эмоциональной сфере (в этом случае педагогу лучше подстраховаться и попросить команды сообщить ему задуманные слова, чтобы не допустить некорректности).

Упражнение «Чувства животных»

Если в командах по шесть человек, то они (команды) образуют две тройки. Если пять – то выдвигают одну тройку. В тройках участники договариваются, кто станет первым игроком, кто – вторым, кто – третьим. После чего они получают инструкцию педагога, то есть задание: первый игрок должен задумать любое животное, третий – любую эмоцию. Далее они «на ушко» сообщают второму игроку задуманное. А тот должен пройти по аудитории так, как движется животное, переживающее эту эмоцию. Соперникам нужно догадаться, что это за зверь, и что он переживает.

Примечание. В этом упражнении оценивается качество исполнения.

Упражнение «Ситуации с эмоциями»

Инструкция. Ведущий раздает командам по карточке с описанием ситуаций. Действующие лица этих ситуаций почти всегда животные. Жирным шрифтом в карточке указаны две эмоции, которые переживают персонажи. Командам после пятиминутной подготовки необходимо инсценировать описанную в карточке ситуацию, не используя человеческой речи (издавать «животные» звуки не запрещается). Соперники должны определить и животных, и два эмоциональных переживания для каждой ситуации. Если позволяет время, можно предложить каждой команде разыграть по две-три ситуации.

В таблице приведены возможные ситуации для разыгрывания.

Ситуации для первой команды

Ситуации для второй команды

Волк погнался за зайцем, но не догнал и остался голодным. Волк переживает горе, а заяц радуется.

Два ежика шли по лесу и увидели потерянные кем-то часы. Сначала они испугались тиканья, а потом с опаской подошли ближе и стали их рассматривать, не понимая, что это такое. Эмоции -–страх и интерес.

Две белочки решили добраться до соседнего леса, где никогда не были, но забыли позвать с собой третью подружку. Их тянет в лес любопытство, а третья белочка испытывает обиду.

Медведь случайно наступил на ежа и уколол лапу. Медведь гневается на ежика, а тот чувствует себя виноватым.

Щенок убежал гулять без разрешения, он радуется свободе, а его родители – взрослые собаки за него тревожатся.

Утки и гуси с презрением относятся к гадкому утенку, а он не может понять, за что, и очень удивляется.

Кукушонок, подброшенный в чужое гнездо, очень обижается на свою маму-кукушку, а та абсолютно равнодушна.

Котенок попробовал новую еду, но она ему не понравилась и даже вызвала отвращение. А попугай грустит, что его вообще не накормили.

 

НЕВЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Педагог: «Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стараться его понять. От того, каким образом мы ведем себя в общении, зависит, сможет ли партнер понять нас, легко ли будет нам общаться друг с другом.

Как вы думаете, что может помешать нам эффективно общаться? Какие средства в общении являются неэффективными?»

Педагог подводит ребят к выводу о том, что в общении люди должны чувствовать себя на равных, иначе общаться довольно тяжело и непросто.

Упражнение «Сидящий и стоящий»

Упражнение направлено на то, чтобы показать детям значение неверных средств общения.

Инструкция. Один ребенок сидит, другой стоит. Задача: постараться в этих условиях вести разговор. Через некоторое время дети меняются местами, чтобы иметь возможность сравнить ощущения при общении «сверху» и «снизу». После выполнения упражнения дети делятся впечатлениями.

Вопросы для обсуждения:

- Что ты чувствовал, когда разговаривал, сидя на стуле? Какие чувства испытывал, ведя беседу стоя?

- Какое положение в разговоре понравилось, а какое – нет? Почему?

- Как ты думаешь, с чем связаны такие ощущения? Если бы вы с партнером общались на равных, что бы изменилось?

- Общался ли ты подобным образом в жизни с позиции «сверху» или «снизу»? С какими людьми и при каких обстоятельствах (в какой ситуации)?

Упражнение «Спиной друг к другу»

Инструкция. Педагог предлагает подросткам разделиться на пары и сесть на пол спиной к спине. Участникам нужно постараться вести разговор. Через несколько минут им нужно повернуться и поделиться своими ощущениями.

Вопросы для обсуждения:

- Легко ли общаться, не видя человека? Что ты чувствовал, общаясь в таком положении?

- Хотелось ли тебе повернуться раньше времени и разговаривать, видя своего собеседника? А может быть, тебе вовсе не хотелось продолжать разговор в таком положении?

Упражнение «Дискуссия»

Инструкция. Учащиеся разбиваются на тройки. В каждой тройке обязанности распределяются следующим образом. Первый участник играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении – зрение, а также жесты и пантомимика. Второй играет роль «глухого и паралитика». Он может говорить и видеть, но не может двигаться и показывать жестами. Третий – «слепой и немой». Он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагаются задания: договориться о месте встречи в Москве, о подарке имениннику, в какой цвет красить забор.

Примечание. Во время выполнения упражнения часто возникают комичные ситуации. Благодаря им складывается атмосфера эмоционального раскрепощения и беззаботности. Стремление подростков прийти к общему решению и интенсивное творческое взаимодействие между ними способствует сплочению группы. Игра помогает участникам значительно расширить групповой репертуар способов взаимопонимания.

Вопросы для обсуждения:

- Тяжело было играть доставшуюся тебе роль?

- Легко или трудно было договориться?

- Что самое сложное в этом упражнении для тебя?

- Что новое ты для себя открыл?

Упражнение «Вместо ссоры – помирились»

Инструкция: «Разбейтесь на пары, повернитесь друг к другу спиной. Представьте, что вы поссорились. Вот-вот начнется драка. Пальцы сожмите в кулаки, глубоко вдохните, сожмите челюсти, затаите дыхание, надуйте щеки. Надуйте щеки как можно сильнее. Затем быстро развернитесь к тому, кто с вами в паре, и пальцами «сдуйте» его надутые щеки. Смешно, весело, ругаться уже неохота. Ура! Можете обнять своего друга».

Вопросы для обсуждения:

- Какие чувства вы испытывали, стоя спиной друг к другу? А какие – после того, как развернулись и «сдули» щеки друга?

- Что понравилось в упражнении?

Упражнение «Мостик дружбы»

Инструкция. Педагог просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, ведущий может сам встать в пару с кем-нибудь из детей и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснувшись головами или ладонями). Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы построить мостик вдвоем, вчетвером и т.д. – до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все встают в круг, берутся за руки и поднимают их вверх, изображая «Мост дружбы».

Вопросы для обсуждения:

- Вам понравилось строить «Мост дружбы?»

- Какой мост был самый красивый: построенный вдвоем, вчетвером или вместе со всеми?

Упражнение «Чувствую-себя-хорошо»

Инструкция. Обучающимся предлагается назвать 5 ситуаций, вызывающих ощущение «чувствую-себя-хорошо», воспроизвести их в своем воображении, запомнить чувства, которые при этом возникнут. После чего они должны представить, будто кладут эти чувства в надежное место, из которого могут достать их, когда пожелают.

Вопросы для обсуждения:

- Какие ситуации ты представил?

- Какие были ощущения?

Упражнение «Моя проблема в общении»

Инструкция. Обучающиеся пишут на отдельных листах в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?». Ответы, конкретизирующие индивидуальные проблемы, не подписываются. Листки складываются в общую стопку. Затем каждый учащийся произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он мог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята проблема, и действительно ли предлагаемый прием способствует ее решению. Допускаются высказывания, критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.

Упражнения на формирование конфликтологической компетентности у здоровых детей

Конфликтологическая компетентность – умение разобраться, насколько точно в конфликте представлены именно те противоречия, которые в этом процессе могут и должны быть разрешены (Б.И.Хасан).

Психологические составляющие конфликтологической компетентности: гибкий индивидуальный стиль управления, особый когнитивный стиль, творческое мышление, открытость, конфликтоустойчивость, овладение эмоциями, уточнение своих пожеланий и возможностей, установка на сотрудничество, рефлексивная культура, культура саморегуляции, коммуникативные умения, сензитивность.

Упражнение-разминка «Конфликт»

Цель: учить детей грамотно и с пользой разрешать конфликтные ситуации; показать, что всегда существует несколько вариантов поведения в конфликтных ситуациях.

Инструкция. Детям предлагается написать вертикально слово «конфликт» и на каждую букву придумать слово-ассоциацию. Например:

Крик

Осложнение

Негодование

Фронт

Ложь

Изнеможение

Кризис

Тирания

Если все слова-ассоциации носят негативный характер, то ведущий обращает внимание на то, что конфликт воспринимается только как плохая, безвыходная ситуация. А нужно искать выход, видеть хорошее, рассматривать конфликт как возможность начать новое, выяснить причину неудач, способ договориться. Детям предлагается придумать слова-ассоциации с положительным смыслом.

Конструктив

Освобождение

Новое

Фундамент

Лавировка

Искренность

Красноречие

Толчок

Стили входа в конфликт

Ведущий рассказывает учащимся о том, что у каждого человека есть свой привычный стиль входа в конфликт. Учащиеся записывают наиболее типичные, определяют среди них свой стиль и подчеркивают его:

  • «Вулкан» - непредсказуемые вспышки, т.е. человек ни с того ни с сего вдруг вступает в конфликт;
  • «Глиняный горшок» - медленный разогрев, человек долго обижается, копит обиды, потом вступает в конфликт;
  • «Волна» - спорный вопрос кажется решенным, но потом поднимается снова и снова, т.е. человек многократно возвращается к причине конфликта;
  • «Собиратель» - копит обиды, не показывает реакции; никто не знает, что человек обижен;
  • «Реактор» - человек резко «расходится», его потом трудно остановить.

Упражнение «Рисунок моего стиля»

Инструкция. Подросткам предлагается поразмышлять над тем, какой стиль поведения в конфликте им наиболее привычен, и нарисовать себя в конфликте, используя приведенные метафоры «вулкан», «волна» и т.д.

Упражнение «Как выглядит человек в конфликте».

Инструкция. Учащимся предлагается обсудить внешний вид конфликтующих, в котором как раз и проявляются сигналы конфликта: они, как правило, либо возбуждены, либо напряжены и скованы. Один из учащихся выходит за дверь, остальные загадывают двух человек, которые будут находиться в конфликте. Водящий возвращается, наблюдает за группой, угадывает конфликтующих. В обсуждении еще раз отмечаются внешние проявления конфликта.

Поведение в конфликте

Цель: сформировать понятие о видах поведения в конфликте; учить детей выбирать адекватные стили поведения в конфликте в поведенческой системе межличностного взаимодействия.

Инструкция. Учащиеся делятся на пять групп, каждая выбирает представителя, которому ведущий дает одну из пяти карточек с названием определенного стиля поведения в конфликте с соответствующим девизом:

  • Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
  • Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
  • Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
  • Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
  • Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которой демонстрируется предложенный вид поведения в конфликте, после чего проходит обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

  • Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние, на чувства его участников?
  • Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников?
  • Что заставляет людей выбирать тот или иной стиль поведения в конфликте?
  • Какой стиль самый конструктивный для взаимоотношений людей?
  • Как разрешать конфликтные ситуации? Анализ ситуаций:
  1. «Миша забросил на шкаф шапки четырех девочек и радостно посмеивался, представляя себе, как они теперь пойдут на прогулку. Интересно, что девочки отреагировали на это по-разному. Лена заплакала и стала просить Мишу достать шапку. Настя сначала врезала Мише по спине, а затем быстро сняла с него шапку и забросила ее еще дальше. Лариса обмотала голову шарфом и пошла гулять. Нина предложила Мише стать на ее место, подумать, каково ей будет без прогулки сидеть еще три урока, и обсудить, как быстрее достать шапки».

Учащиеся должны решить, чей способ поведения в конфликте быстрее приведет к его разрешению и почему.

  1. Учащимся предлагаются конфликтные ситуации, для которых они, разделившись на три команды, должны придумать, а затем проиграть варианты развития (наступление, обсуждение, отступление, уход):
  • Педагог Нина Петровна сделала Толе несправедливое замечание.
  • Мама лишила Толю на неделю компьютера за несправедливое замечание в дневнике.
  • Ваня подговорил ребят обстрелять Толю на прогулке горохом из трубочек.

Способы поведения в конфликте

Инструкция. Учащимся предлагается определить способ поведения в конфликте по описанию действий, присущих каждому из способов:

  • Молчание, игнорирование обидчика, язвительные замечания за его спиной, полный отказ от отношений (уход)
  • Требование безоговорочного послушания, критика позиции другого, угрозы, унижение другого, поиск союзников, применение физического насилия, перекрикивание (наступление)
  • Полное согласие, чувство бессилия, плач (отступление)
  • Поиск справедливого исхода, допущение некоторых уступок, проведение беседы, заявление о своих чувствах и правах (обсуждение)

Сказка про цветной снег

Инструкция. Детям предлагается прослушать сказку, после чего обсудить ее.

«Жил на свете человек, который умел видеть цвет снега. Зимой, когда люди, закутанные в шубы и шапки, быстро перебегали от дома к автобусу или входу в метро, он медленно шел по улице и внимательно смотрел по сторонам, разглядывая снег, который лежал на газонах. «О, вчера снег был светло-синий, а сегодня розовый» - радовался он. Иногда он разговаривал со снегом, просил его принять тот или иной оттенок. Шло время. Человек стал большим начальником. Он теперь не ходил пешком, его возил в машине личный шофер. У него уже не было времени разговаривать со снегом. Да и неприлично это вроде бы. А чтобы совсем не было искушения рассматривать снег, человек заказал себе темные очки в красивой дорогой оправе. Через них снег всегда казался коричнево-серым. Правда, такими же казались и люди: однообразно-серыми и скучными. Но это не страшно. Ведь многие живут и видят вокруг себя только серый цвет. Но однажды машина, в которой ездил человек, сломалась. Он пошел к метро пешком, особо не разглядывая обычное серое окружение. Но вдруг его внимание привлекла пожилая женщина в стареньком пальто, которая голыми руками копалась в мокрой урне. «Она достает оттуда бутылки, - догадался человек. – Надо дать ей денег, может быть, какое-то время она сможет отдохнуть», - подумал он и полез за бумажником. Но его не оказалось. «Забыл на работе, - огорчился человек, - но я могу ей дать что-нибудь другое». Он полез в карман. Но там не было ничего, кроме платка. В портфеле были бумаги, не представлявшие для старушки никакой ценности. «Очки, - вдруг вспомнил он, - они дорогие, она сможет продать их». Он быстро снял очки и протянул женщине. Снял – и от удивления зашатался. Вокруг него лежал разноцветный снег: розовый, зеленый, синий. Снег искрился и, казалось, пел. Человек глубоко вдохнул запах снега. «Я не буду больше надевать очки. Я хочу видеть так, как умею. Я хочу жить в мире цветов и запахов, чувств и неразумных поступков». А вокруг него лежал разноцветный снег, и на нем кружились в танце разноцветные люди. И разноцветными улыбками были разукрашены их лица».

Вопросы для обсуждения:

  • В чем было главное богатство человека?
  • Почему он перестал им пользоваться?
  • Что помогло снова обрести контакт с самим собой?

Польза от ошибок

Инструкция: «Кто не ошибается? Разве что тот, кто ничего не делает. Всем нам так или иначе приходилось ошибаться, изменять свою точку зрения. Но как нелегко признавать свои собственные ошибки, особенно когда это нужно делать на людях. Надо уметь достойно признавать себя на каком-то этапе побежденным, чтобы в следующий раз избежать этих ошибок. Надо уметь показать и другим пример. Пожалуйста, задумайтесь все на несколько секунд, припомните самокритично, какие были самые существенные ошибки в вашей жизни. Представьте себе, что вы вернулись в то старое время, и вот сейчас вы в преддверии совершения этой ошибки. Конечно, задним числом все кажется иначе. И то, что это была ошибка, ясно только сейчас. Но все же как бы вы поступили, если бы с сегодняшним багажом опыта вернулись в прошлое? В тот самый момент, когда вы находитесь в преддверии той самой ошибки. Что вы сказали бы окружающим? Представьте себе ситуацию, когда можно было поставить вопрос иначе. Итак, ваша речь в ситуации, в присутствии тех лиц, когда можно было избежать ошибки. Проговорите это в течение одной минуты мысленно с закрытыми глазами. Затем все желающие смогут поднять руку и рассказать о своем печальном опыте, а также о том, как вы сейчас повели бы себя в той ситуации. Итак, для мысленной подготовки вам дается одна минута. Начали! Минута закончилась. Сейчас желающие могут поднять руку и рассказать. Спасибо. Теперь давайте обсудим наши впечатления».

Репетиция поведения

Инструкция: «Вспомните: какие случаи общения с другими людьми вызывают у вас трудности? Может быть, вам придет в голову самый неприятный и неловкий для вас случай. Подумайте. Сейчас у вас будет возможность вернуться в прошлое, попытаться выйти из этой ситуации с честью и, что самое главное, найти для себя оптимальное поведение в такого рода ситуациях. Для начала объединитесь, пожалуйста, в небольшие группы по 4-6 человек. В каждой группе расскажите по очереди свои случаи партнерам. После того как все рассказы будут выслушаны, решите, какой из случаев в вашей группе наиболее эмоционально заряжен, требует внимания и помощи. С другой стороны, это должен быть эпизод, удобный для сценической постановки.

А сейчас в каждой группе автор выбранной истории становится режиссером и исполнителем главной роли. На другие роли он назначает партнеров из группы. В задачу режиссера входит постановка двух эпизодов. Один – это неудачный эпизод, имевший место в реальности. Лучше всего, если это будет комедия, где все происходящее можно довести до гротеска и пародии. Другой эпизод – удачное решение ситуации. Решение должно быть вашим собственным, но перед постановкой посоветуйтесь с партнерами. Они могут вам дать ценные советы. На подготовку отводится 20 минут.

Приступим к просмотру сценических работ. Пожалуйста. Поздравляем группу-победительницу. В заключение обсудим уже в кругу всех участников игры, какие победы вам удалось одержать внутри себя? Что вам в этом помогло?»

Конфликт как возможность

Инструкция. Учащимся предлагается закончить предложение «Конфликт – какая блестящая возможность…», рассматривая его применительно к конфликтам со сверстниками, педагогами, родителями.

Я в конфликте

Примечание. Упражнение помогает выразить собственное видение самого себя в сложной ситуации; дает возможность освободиться от накопившихся эмоций.

Инструкция. Участникам раздаются листы бумаги, необходимые для рисования материалы, и они занимают любое уединенное место. В течение 10 минут им нужно нарисовать картину, главная идея которой – «Я в конфликте». Это может быть автопортрет или абстрактное произведение. Главное – чтобы работа передавала эмоции, которые автор чаще всего испытывает в конфликтных ситуациях, говорила о его способах реагирования на конфликты и особенностях поведения в них. В процессе рисования важно не оценивать себя со стороны, а передавать реальное положение вещей.

Когда все рисунки готовы, ведущий собирает их и перемешивает, чтобы нельзя было догадаться, где чей рисунок. Участники рассаживаются в круг, и далее они должны обсудить, кто является творцом той или иной работы. Рисунки предъявляются ведущим по очереди. Автор старается никак себя не выдавать. Он, а вместе с ним и другие участники, поскольку часто авторство устанавливается неверно, имеет возможность получить обратную связь о том, что думает группа о его поведении и переживаниях в конфликтах, каким видит его в преодолении сложной ситуации.

Когда все авторы определены, участники обмениваются впечатлениями как от самого процесса рисования, так и от последующего обсуждения рисунков в группе.

Достойный ответ

Инструкция. Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.

Все участники по кругу произносят записанную на карточке фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого - достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание – побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается, и группа переходит к обсуждению.

Обсуждение. Педагог спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, участники говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как направленные конкретно на себя. Затем все предлагают разные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению. Например:

  • Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь.
  • Ты никогда никому не помогаешь.
  • Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.
  • Ты совсем не умеешь красиво одеваться.
  • Почему ты на всех смотришь волком?
  • С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.
  • Ты как не от мира сего.
  • У тебя такой страшный взгляд.
  • С тобой бесполезно договариваться о чем-либо. Ты все равно все забудешь.
  • У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.
  • Посмотри, на кого ты похожа!
  • Ты слишком много болтаешь ерунды.
  • Что ты вечно на всех кричишь?
  • У тебя полностью отсутствует чувство юмора.
  • Ты слишком плохо воспитана.